ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

 

I. Информационная справка

  1. Общие сведения

Наименование учреждения  Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7»

      Регистрационное свидетельство школы :  № 43  от 16.12.1994

        Лицензия : № Б 4 91928  от  27 апреля 2001

Свидетельство о государственной аккредитации: АА058057 рег №116 от 02.07.2001

Место нахождения учреждения (юридический, фактический адрес) 606007, Нижегородская обл. г. Дзержинск. ул. Матросова дом 19

 Руководство учреждения

Директор                                           Коротков Владимир Владимирович, кандидат 

                                                             педагогических наук, руководитель высшей          

                                                             категории

Заместители директора:

по учебно-воспитательной работе: Лунина Светла Павловна, руководитель первой 

                                                            категории, учитель высшей категории,

                                                            Ульянова Александра Викторовна, руководитель

                                                             первой категории

по воспитательной работе:               Шугаева Наталья Александровна, руководитель

                                                             первой категории

 

  1. Социальное окружение и роль школы в социуме

Школа расположена в микрорайоне, в котором активное жилищное строительство завершилось 20 лет назад, последний многоквартирный дом сдан 12 лет назад, что обуславливает отрицательную динамику прироста населения микрорайона, сокращение количества детей школьного возраста.

В ближайшем окружении (10-15 мин пешего хода) находятся 5 общеобразовательных школ – это обуславливает высокий уровень конкуренции в привлечении обучающихся в школу.

Микрорайон имеет в значительной степени насыщенную инфраструктуру дополнительного образования. Здесь находятся Дзержинский филиал Волго-вятской академии права, представительства Нижегородской Инженерно-строительной академии, Московского открытого института права, 2 профессиональных лицея, музыкальная школа, 4 учреждения дополнительного образования, 6 детских комбинатов, 3 библиотеки.

В настоящее время школа имеет договоры о сотрудничестве с дошкольными образовательными учреждениями №99, №103, Музыкальной школьной №2 (программа музыкально-эстетического воспитания для обучающихся начальной школы), Центром молодежных инициатив (программа этического воспитания обучающихся для детей начальной школы), Центром внешкольной работы, Эколого-биологическим центром, Станцией юного техника. Кроме того, по договору школа работает с Дзержинским политехническим институтом.  Только за последний год школа приняла участие в таких совместных акциях как: благоустройство дворовых территорий совместно со СМУ 8, «Зеленая волна» совместно с ЭкБЦ, ДДТ, отделом молодежи, «Цветы в конверте» совместно с обществом ветеранов ВОВ, «Живи книга» совместно с библиотекой №9

Сложившаяся система отношений позволяет в значительной степени удовлетворять потребности учащихся в дополнительном образовании, но оставляет достаточно много открытых вопросов.

 

 

 

 

 

  1. Сведения об обучающихся.

Динамика численности обучающихся

Классы

2003-2004

2004-2005

2005-2006

2006-2007

 

кол-во

классов-

комплек-

тов

кол-во

учащихся

кол-во

классов-

комплек-

тов

кол-во

учащихся

кол-во

классов-

комплек-

тов

кол-во

учащихся

 

кол-во

классов-

комплек-

тов

кол-во

учащихся

1

4

106

4

108

4

86

4

97

2

3

85

4

103

4

105

4

90

3

2

60

3

84

4

99

4

102

4

4

96

2

62

3

85

4

99

5

2

42

4

101

2

58

3

87

6

2

58

2

50

4

107

2

63

7

2

60

2

59

2

51

4

107

8

5

123

5

123

2

62

2

52

9

6

157

5

126

2

61

2

59

10

4

100

3

78

3

75

2

42

11

3

77

4

95

3

78

3

70

Всего

37

964

35

926

33

867

34

868

Таким образом, объективной является динамика к снижению  количества обучающихся в школе, соответствующая общегородской динамике. В то же  время школа является одной из самых больших по наполняемости в городе и, безусловно, самой крупной в микрорайоне. Текущий и предыдущий учебные годы свидетельствуют о стабилизации численности обучающихся.

 

  1. Педагогический персонал.

Уровень образования

Год (последние 5 учебных лет)

Всего пед. работников

Из них педагогов по уровню образования

(в том числе совместителей)

Совместителей

В том числе преподавателей 

вузов

Высшее образование

Незаконченное высшее

Среднее специальное

среднее

Ученая степень

2003  /2004

63

1

-

55

2

5

-

-

2004  /2005

60

1

-

51

3

4

-

1

2005/2006

60

1

-

53

3

3

-

1

Стаж работы

год

До 3-х лет

От 3 до 10 лет

От 10 до 20 лет

Свыше 20 лет

Пенсионеры

(с 55 или 60 лет)

2003/2004

9

9

24

17

10

2004/2005

7

7

23

19

9

2005/2006

5

9

23

19

9

Таким образом, педагогический коллектив на 87% укомплектован преподавателями, имеющими высшее образование, 5% получат его в ближайшие 1-3 года, 8% имеют специальное среднее профессиональное образование (причем двое из них имеют высшую квалификационную категорию, двое  – первую).

Абсолютное большинство имеют солидный педагогический стаж, но с другой стороны, проблемой остается старение коллектива и сравнительно небольшой процент молодых педагогов.

Квалификационные категории

На 1 сентября 2006    года

Всего прошли

аттестацию

В том числе присвоены категории

количество

%

высшая

первая

вторая

без категории (7-11 разряд)

47

83,9

14 (23%)

25 (41,7%)

8 (13,3%)

9

Таким образом, школа обеспечена высококвалифицированными кадрами, готовыми к реализации программы развития школы.

В школе сложилась система работы по повышению профессиональной компетенции педагогов. В настоящее время она осуществляется через работу в школьных методических объединениях, в специальных программах методических семинаров и курсовой подготовки городского и областного уровня.

За последние пять лет  курсы повышения квалификации (100 и более часов) прошли 72 % педагогов, 28% учителей прошли тематические курсы (от 72 часов), только за последний год через курсы на базе Нижегородского института развития образования прошли курсы 6 человек и на базе Дзержинского политехнического института (информационные технологии)  2 человека.

Сложилась система стимулирования повышения квалификации – в школе установлены специальные надбавки педагогам, имеющим квалификационные категории.

Особое место в стимулировании креативности работы является система награждения педагогов школы.

Награждение педагогов

 

На 1 января 2007 года

Педагогические  работники, имеющие поощрения и награды

всего

В том числе

Кол-во

%

Грамоты Управления образования администрации г. Дзержинска

Грамоты департаментобразования и науки Нижегородской области)

Отраслевые награды: значок «Отличник народного просвещения», «Почетный работник общего образования РФ», грамоты МО РФ

Государственные награды

Звания «Заслуженный учитель»

Правительствен ные награды

38

63%

21

9

6

1

1

Данные о награждениях подтверждают высокий профессиональный потенциал учителей школы

5. Характеристика семей обучающихся

Уровень образования родителей

образование

матери

отцы

всего

высшее

426

251

677

Сред.профессиональное

315

261

276

Нач. профессиональное

81

99

180

Полное среднее общее

62

72

134

Общее среднее

2

4

6

Всего

886

687

1573

Занятость в сфере трудовой деятельности

 

мать

отцы

всего

рабочие

186

264

450

служащие

449

190

639

ИТР

107

104

211

предприниматели

47

98

145

Не работающие

70

8

78

безработные

16

10

26

пенсионеры

11

13

24

Всего

886

687

1573

Таким образом, большинство родителей имеют высшее образование и заняты в сфере интеллектуальной деятельности, что обуславливает высокий уровень требований к качеству образовательных услуг, предоставляемых школой.

Участие в совместной деятельности по воспитанию детей

В школе сложилась система совместного участия в воспитании детей, сочетающая как традиционные так и инновационные способы взаимодействия.

К традиционным мы относим: проведение родительских собраний классов и общешкольного родительского комитета, на которых освещаются направления и результаты образовательной деятельности школы; работу педагога-психолога, направленную на педагогическое просвещение родителей, через мониторинг запросов родителей, анализ их педагогических затруднений, участие в проведении родительских собраний, проведение индивидуальных психолого-педагогических консультаций, через создание предметно-информационной среды

 К инновационным может быть отнесена деятельность по реализации программы «Формирование правовой среды школы». Повышение правовой грамотности родителей осуществляется через работу «правового ликбеза» (изучаются Устав, Правила поведения обучающихся, Положения об итоговой аттестации и др.), проводимого классными руководителями и администрацией школы при проведении тематических классных и общешкольных родительских собраний, а также через соответствующее оформление предметно-пространственной среды.

Кроме того, в школе сложилась система традиционных мероприятий, проводимых с участием родителей: это «Праздник семьи», проходящий в форме эстафеты; праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» и др. Родительские комитеты классов организуют в конце года совместный «Поход Дружбы».

  В начальной школе и среднем звене проводятся новые нетрадиционные формы  родительских собраний, родители регулярно привлекаются для организации классных дел, экскурсий.

6. Краткая характеристика образовательного процесса.

Основными направлениями образовательной деятельности являются:

Первая ступень

1.Выполнение закона РФ «Об образовании» - точный учет детей дошкольного и школьного возраста на закрепленном за школой микроучастке; полный охват образованием детей микроучастка.

2. Обеспечение преемственности начальной ступени общего образования с предыдущей и последующими ступенями.

3.Развитие содержания начального образования. Использования в образовательной деятельности вариативных систем и технологий развивающего обучения, вариативных предметных курсов и учебников.

4.Создание ситуации успеха для каждого ребенка.

5.Организация индивидуальной работы с детьми, проявившими способности, мотивированный интерес к изучению предметов, с детьми с опережающим развитием способностей, одаренными детьми. Участие в городской программе «Одаренные дети».

6. Сохранение и укрепление здоровья младших школьников. Участие в городской программе «Здоровье и образование»

Вторая ступень

1.Выполнение закона РФ «Об образовании»: Содержание образования ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.

Создание условий, благоприятных для возможно более полного раскрытия и развития индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, культурно-личностная модель ориентации образования.

2.Развитие технологии обучения: создание, применение и определение всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия с целью оптимизации форм образования.

3. Совершенствование учебных умений и навыков самообразовательной работы при условии эффективного использования времени индивидуальных консультаций, групповых форм сотрудничества.

Третья ступень

1.           Выполнение закона РФ «Об образовании»: содержание образования обеспечивает адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира.

2.           Совершенствование форм  организации работы научного объединения учащихся. Развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы, являющейся действенным фактором, влияющим на результативность труда школьного коллектива.

3.           Развитие системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

4.           Отработка гибкой системы профилей и кооперация старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.

Реализация программ образования.

Первая ступень

В настоящее время в начальной школе реализуется обучение по трем методическим комплексам, что позволяет реализовать права субъектов процесса образования на выбор образовательных услуг, наиболее полно отражающих запросы и индивидуальные особенности ребенка.

В школе реализуется обучение по методическим комплексам: 1а, 2аб, 3аб, 4аб – «Школа XXI века», 1б – «Перспективная начальная школа», 1вг, 2вг, 3вг, 4вг – «Школы России»,

Национально региональный компонент учебного плана реализуется через введение преподавания следующих предметов:2абвг, 3вг – «Гражданское образование» (авт. УМК С.К. Тивикова), 4 аб – История (авт. УМК Саплин, Саплина), 4 вг «Родная история» (авт. УМК Иткин).

Введение именно этих предметов обосновано и актуально для школы в связи с реализацией программы «Формирование правовой среды общеобразовательного учреждения», являющегося одним из направлений развития школы.

Школьный компонент реализуется через введение предмета «Информатика», что является осознанным шагом школы в реализации одного из основных направлений изложенных в «Концепции модернизации образования».

Вторая ступень Учебный план 5 – 6  классов основной базовой школы составлен на основе Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Нижегородской области (Нижний Новгород, Нижегородский учебный центр 2005 г.), строится, исходя из 6-и дневной учебной недели.  Учебный план 7 - 9 классов основной базовой школы составлен на основе Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Нижегородской области (Нижний Новгород, Нижегородский учебный центр 2001 г.). Он выдерживает гигиенические нормы учебной нагрузки, сохраняет полностью базисный федеральный компонент.                                                                                                                                                                                   

Национально-региональный компонент на 2 ступени обучения в 2006-2007 учебном году представлен в объеме 2 часов в неделю следующими предметами: информатика в 5абв, граждановедение и экономика в 6а, 7а, 7г, 8а, экономика и экология в 6б, 7б, 7в, 8б с целью ранней предпрофилизации социально-экономического  и естественно-математического направления на третьей ступени.

Школьный компонент представлен: факультативными и групповыми занятиями, имеющими цель удовлетворения образовательных интересов обучающихся, а также предпрофильной подготовкой в 9аб классах, предполагающей модульную систему знакомства обучающихся с будущими профильными направлениями.

 В настоящее время в школе изучается три иностранных языка: немецкий, французский и английский.

Третья ступень Учебные планы 10 - 11 профильных классов составлены на основе регионального базисного  учебного плана общеобразовательных учреждений Нижегородской области (приказ  Министерства образования и науки Нижегородской области от 04.03.2005г. № 57). Профильное обучение представлено

Социально-экономическим профилем. (Специализация – обществознание). Профильными предметами в данном классе являются: история, право, экономическая теория. Элективные предметы: «Основы риторики», «Мировая художественная культура», «Потребительское право», «Российская цивилизация».

Естественно- математический профиль (без дополнительной специализации).

Профильными предметами в данном классе являются математика, химия, физика. Элективные курсы «История химии», «Экология», «Химия в задачах» (2 часа)

Диагностика результатов образовательного процесса.

Диагностика осуществляется по результативности образовательной деятельности в целом, а также по образовательным областям и предметам, кроме того, осуществляется мониторинг индивидуальных достижений по профильным предметам в профильных классах.

Качество образования (обучающиеся имеющие только 4 и 5)

Уч. год

2 кл

3 кл

4 кл

5 кл

6 кл

7 кл

8 кл

10 кл

2003/2004

81,7%

60,35%

70,05%

60,7%

52,85%

30,65%

27,23%

49,7%

2004/2005

81,4%

72,26%

52,2%

59%

63,65%

33,3%

28%

53,8%

2005/2006

81,4%

58.75%

60,6%

60,8%

47,36%

30%

36,75%

28,8%

Данные этого мониторинга позволяют отметить характерную динамику к снижению качества образования со взрослением  детей. Также из наиболее тревожных можно отметить снижение качества образования на третьей ступени.

 

Успеваемость выпускников (в %) по результатам государственной итоговой аттестации

у/год

2003/2004

2004/2005

 

 

годовая

экзамен

итоговаяяяовая

годовая

экзамен

итоговаяовая

годовая

экзамен

итоговаяовая

Начальная школа:рус. яз,

 матем

100%

100%

 

-

100%

100%

100%

100%

 

-

100%

100%

100%

100%

 

-

100%

100%

Основная школа:рус. яз,

Матем..

100%

100%

99,5%

99,5%

99,5%

99,5%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Средняя школа: рус.яз,

матем,       

литер.

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Наблюдается положительная динамика в выпуске обучающихся из основной школы.

Дополнительные образовательные услуги

В школе организовано 17 кружков  по 7 направлениям, в том числе 4 кружка-спутника: секция «Художественная гимнастика», «Баскетбол», «Хор», «Этикет». Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования ведется на основе договоров о сотрудничестве. Учащиеся школы активно занимаются в различных кружках и секциях:  В начальной  школе - 100 % детей, с 5-8 класс -70%, с 9-11 класс 74 %. 

Образовательная деятельность в объединениях  ведется на высоком профессиональном уровне.  Дети традиционно занимают призовые места на городском уровне. Только за последний год  -1 место в первенстве города по футболу, 2 место в городской олимпиаде по техническому моделированию, 1 место в конкурсе ученических фотографий, 2 место в городском конкурсе  ученических советов. 

Создано научное общество учащихся по 5 направлениям.

Ведется подготовка детей к обучению в школе - платная дополнительная услуга «Школа будущих первоклассников»

7. Характеристика здоровья школьников

Объективной реальностью настоящего времени является то, что увеличивается доля детей приходящих в школу, имеющих хронические заболевания, поэтому в школе ведется мониторинг как числа детей,  относящихся к различным группам здоровья, группам для занятий физической культурой, так и мониторинг хронических заболеваний.

Состояние здоровья обучающихся по медицинским группам

Уч.г

мед.группы

1-4

%

5-9

%

10-11

%

всего

%

2004/2005

I

7

1.9

-

0

-

0

7

0.9

II

231

64.7

267

67.4

121

69.9

619

66.8

III

119

33.3

123

31.1

49

28.3

291

31.4

IV

-

0

6

1.5

3

1.7

9

0.9

2005/2006

I

6

1,5

1

0,3

-

0

7

0,7

II

226

58,2

249

67,5

68

60,2

543

62,7

III

154

39,7

115

31,2

44

38,9

313

35,9

IV

2

0,6

4

1,0

1

0,9

7

0,7

Данная информация находится в работе  у классных руководителей и служит руководством в решении таких вопросов, как размещение детей в классе, подбор и регулировка ростовой мебели, кратность и содержание физкультминуток.

Контроль за состоянием здоровья осуществляется медицинской службой, сформированной детской поликлиникой №8. В настоящее время медицинский кабинет работает ежедневно, в нем принимают врач–педиатр (три раза в неделю) и медицинская сестра (ежедневно с 8-00 до 17-00).

Составлен план совместной деятельности школы и медицинской службы, осуществляются ежегодные осмотры всех обучающихся специалистами.

К программам, способствующим поддержанию здоровья детей школы относятся:

-          приобретение и обновление мебели в соответствии с ростовыми группами;

-          установка дополнительного освещения у классных досок;

-  улучшение качества горячего питания, увеличение охвата детей горячим питанием;

- развитие материальной базы медицинского кабинета.

Школа имеет план мероприятий в рамках городской программы «Образование и здоровье»

С целью защиты прав ребенка в школе создана комиссия по социальным вопросам. На заседании комиссии рассматриваются вопросы о предоставление учащимся бесплатного питания, Так же рассматриваются вопросы о выделении единовременного пособия для первоклассников из малообеспеченных семей. О выделении льготных путевок в школьный оздоровительный лагерь.   Дети из многодетных семей  и опекаемые дети были обеспечены едиными проездными билетами.

В школе обучаются 10 детей, находящихся под опекой. Из них 2 человека в начальной школе. Все семьи находятся под контролем администрации школы. С опекунами поддерживается непрерывная связь, семьи посещаются классным руководителем и социальным педагогам.

 

8. Характеристика системы воспитательной работы

Основным подходом в развитии воспитательной системы школы является средовой подход. Формирование воспитывающей среды школы осуществляется через влияние на развитие следующих компонентов среды (по Г.А. Ковалеву)

-               физическое окружение – школьное здание, его дизайн, размер и пространственная структура учебных помещений, условия для перемещения и размещения учащихся;

-               человеческий фактор – наполняемость классов и его влияние на социальное поведение учащихся, особенности и успеваемость учащихся, этнические особенности, качество подготовки учителей, половозрастная структура контингента;

-               программа обучения – инновационный характер содержания программ обучения, технологии обучения, стиль и методы обучения, формы учебной деятельности, характер контроля

Для нас это выражается в формировании такой пространственно-предметной среды, которая бы максимально раскрывала приоритет школьных ценностей, отражала нашу приверженность идее «Нам важен каждый успех», поддерживала принцип информационности и открытости, создавала ощущение целостности и эстетичности.

Человеческий фактор в формировании среды воспринимается как осознание психолого - педагогических, гендерных, возрастных и др. особенностей как всего школьного этоса, так и микрогрупп внутри его и предоставление возможностей реализации интересов как этих групп, так и отдельных субъектов. Необходимым является управление развитием условий, для формирования социально значимых ценностей.

Программное обеспечение воспитательной работы ведет к поиску концепций и целостных форм в определении и формировании ценностей, которые могут быть восприняты и станут культивироваться в образовательной среде Школы. Одной из таких программ стала  программа «Формирование правовой среды общеобразовательного учреждения» (авт. Коротков В.В.), ставящая задачи формирования правоволояльного стиля поведения, принятие ценностей гражданского общества.

Еще одним подходом стало развитие идеи: «Школа формирует социальный заказ на дополнительное образование в микрорайоне». В настоящее время это привело к тому, что с рядом учреждений дополнительного образования работает на основе совместных планов работы. 

Совместная работа с учреждениями культуры и дополнительного образования

Наиболее посещаемые УДО: Муз. Школа №2, клуб «Россияночка», библиотека им. Чехова, ЦВР, ЭкБЦ,  ЦПСС., ДЮСШОР№1, ДЮСШ№2

 Данные УДО выполняют конкретный социальный заказ школы и родителей в необходимых формах дополнительного образования и воспитания. Активно школа сотрудничает с ДКХ, Кукольным театром.

Детские организации и самоуправление в ОУ

Значимым направлением в формировании воспитывающей среды является развитие форм детского самоуправления, которые ведут к формированию у обучающихся ценностей гражданского общества и способствуют отражению интересов детей имеющих заинтересованность в социально-значимой деятельности

В школе обучается 868 уч-ся, из них 86 человека участвуют в деятельности школьного детского объединения «Вожатый». Число детей в детском объединении с начало учебного года увеличилось.

Силами объединения  проводятся общешкольные праздники «День всех влюбленных», «8-марта»-театрализованное представление, конкурс-викторина «Город, в котором я живу» и т. д. . Школьное детское объединение участвует в  мероприятиях, организованных городским советом детских объединений. По итогам года ДО «Вожатый» является лучшим в городе.

В соответствии с уставом школы  орган ученического самоуправления является Ученический совет. По инициативе обучающихся Ученический совет был сформирован на основе тайного голосования - выборов представителей от классов (округов) с 5 -11 класс. Ученический совет получил название  Школьного парламента.

Школьный парламент  и одна из его комиссий – детская общественная приемная (возникла как результат гранта Полномочного представителя президента в ПФО в 2005 г.) являются элементами реализации программы «Формирование правовой среды общеобразовательного учреждения».

Особым направлением формирования воспитывающей среды, является издание школьной газеты  «Радуга», ставшей в 2006 г. Победителем городского конкурса школьных газет

9. Социализация выпускников

Социализация обучающихся, являющаяся одной из целей образования,  неразрывно связана с определением профиля будущей деятельности детей. Решению этой задачи служит система профильной подготовки, сложившая в школе,  в настоящее время она представлена программным и технологическим компонентами.

Программный компонент реализуется через введение двух предметов (через часы школьного компонента) граждановедения и экологии, которые являются пропедевтически ориентировочными с точки зрения определения будущего профиля в старших классах (социальные или естественные науки). Преподавание этих предметов начинается с пятого класса.

В 9 классе вводится предпрофильная подготовка, состоящая из четырех блоков, соответствующих четырем основным профилям (социально-экономический, гуманитарный, естественно-математический, технологический). Структура этой программы такова, что она, с одной стороны, знакомит обучающихся с особенностями профиля, с другой помогает им адекватно оценить свои желания и возможности в данном направлении (через стержневой психолого-педагогический компонент). Программа рассчитана на 102 часа, из которых 34 отведены на изучение индивидуальных особенностей ребенка с целью его наиболее адекватной профориентации. Все компоненты данной программы являются авторскими разработками педагогов школы. В настоящее время разрабатываются системы диагностики результатов профориентации. Программа работает с 2005 г, происходит корректировка как содержания, так и способов диагностики).

Технологический компонент предпрофильной подготовки заключатся в отборе практико-ориентированных и результато-ориентированных технологий (в частности проектных). Особую значимость имеет стержневой психолого-педагогический курс, имеющий практическую наполненность (диагностика, самоидентификация, соотнесение личностных качеств с профессиональными сферами). Этот курс способствует индивидуализации и адресности предпрофильной работы.

Важнейшим компонентом предпрофильной подготовки является целенаправленная работа с родителями обучающихся в которую входят

- создание предметно-информационной среды (адресатами которой являются как обучающиеся, так и родители) – специализированные стенды, тематические выпуски школьной газеты и т.д.

- система психолого-педагогического консультирования как группового, так и индивидуального;

- система тематических родительских собраний с участием администрации и педагогов, преподающих профильные предметы.

Такой подход позволяет в настоящее время реализовывать два профильных направления в школе естественно-математический и социально-экономический. Данный выбор обусловлен максимальным социальным запросом именно на эти профили и отражен в лицензии на право образовательной деятельности, обеспечен соответственно нормативно (Устав, Положение о профильных классах, Учебный план) программно и кадрово (учителя высшей и первой категории).

Такая система приводит к высоким (выше среднегородского уровня) результатам трудоустройства обучающихся.

 

Продолжение образования и трудоустройство обучающихся

 

2003-2004  уч. год

2004-2005  уч. год

2005-2006 уч.год

Общее количество обучающихся, окончивших ОУ

обучающихс

Основная школа

158

124

61

Средняя школа

77

95

78

Продолжение образования и (или) трудоустройство

 

во

Основная общеобразовательная школа

пкола:

- поступили в ССУЗ

19,6%

20,1%

16,3%

- поступили в ПУ

14.5%

8%

18%

- продолжили обучение в 10 классе Щколы

48,1%

54,8%

63,9%

- продолжили обучение в 10 классе другого ОУ

3,1%

8%

1,6%

Средняя общеобразовательная  школа

1кола:

- поступили в вуз

84,2%

85,8%

94,8%

- поступили в ССУЗ, ПУ .

3,9%

3,1%

2,6%

Наблюдается положительная динамика поступлении выпускников Средней школы в ВУЗ, в количестве обучающихся, заканчивающих школу с отличием.

 

10. Обеспечение  всеобщего основного образования

Решая основную задачу, обозначенную в законе об образовании, обеспечить общедоступность и качество образования, школа ведет учет детей проживающих на микроучастке школы.

На 1 сентября

Всего детей на микроучастке  (0-15 лет)

Дошкольники (0-5 лет)

Будущие первоклассники (6,5 -7, 5 лет)

Набор в 1 класс

Дети школьного возраста

В том числе обучаются в школе №7

2003г.

896

233

49

106

614

302 (49,2%)

2004 г.

904

231

45

108

628

302 (48,2%)

2005 г.

855

208

56

86

591

282 (47,8%)

2006 г.

809

208

62

99

539

283    (52,5%)

Эти данные позволяют нам сделать следующие выводы:

- прослеживается явная динамика сокращения детей, проживающих на территории школы (соответствует общегородской);

- превышение набора в первые классы над количеством проживающих на микроучастке, будущих первоклассников;

- сокращение набора в первые классы в 2005г. и прирост в 2006 г., как следствие изменения подхода к формированию первых классов (более точное позиционирование и PR-акции);

-                      рост доли детей микрорайона, обучающихся в школе

 

11. Материально-техническое обеспечение  образовательного процесса

В школе имеются: учебных кабинетов – 32; мастерских – 3,  классов информационных технологий -2, демонстрационный кабинет (класс ТСО) -1, спортзал – 1, спортивная площадка – 1,  актовый зал /столовая -1 (на 250 посадочных мест)                                                                              

Компьютерные классы:

2 компьютерных класса, по 10 посадочных мест +1 рабочее место учителя

(объединены в локальную сеть имеют выход в Интернет), компьютеры, обеспечивающие административный процесс - 4

Дополнительное оборудование: Мультимедийный проектор - 2, модем -2,  принтер – 3,   сканер-2, телевизор       - 2, видеомагнитофон-2, кодоскоп-1, магнитофон –4, музыкальный центр – 2, диапроектор -2

Таким образом, состояние материально-технической базы способствует выполнению закона РФ «Об образовании» и может служить платформой для реализации программы развития.

12. Нормативно-правовое и документальное обеспечение работы Школы.

В настоящее время школа имеет все документы, определяющие ее статус как юридического лица (свидетельства о государственной регистрации, о регистрации в налоговом органе, в органах социального, пенсионного и медицинского страхования и органе статистического учета, свидетельства на право оперативного управления имуществом и землей, учредительный договор), так и образовательного учреждения (Лицензия на право образовательной деятельности, аттестационное заключение, свидетельство об аккредитации).

Основным документом, регулирующим жизнедеятельность школы, является Устав. Как документ, отражающий жизнь развивающегося учреждения он постоянно корректируется в соответствии с изменением федерального законодательства и модернизацией самой Школы. Последняя редакция устава была принята в 2005 г., в ноябре 2006 г. были внесены очередные изменения, связанные с принятием закона №131ФЗ «о разграничении полномочий» с одной стороны и развитием органов детского самоуправления (формирование Школьного парламента) с другой. Детализация и конкретизация отдельных сторон жизни осуществляется через локальные акты.

13. Традиции Школы

Определяющим понятием в процессе формирования образовательной среды школы и школьного этоса является понятие традиций, то - есть устоявшихся дел, мероприятий, акций ведущих к утверждению основных ценностей.

Наименование дела

Форма проведения

Лозунг

Содержание

Ценность-цель, формирующаяся в процессе дела

Татьянин день

Торжественное общешкольное собрание

Мы славим тех, кто нас прославил

Награждение Школьными грамотами «Достоинство школы», «Честь школы», «Слава школы» обучающихся  и педагогов, ставших победителями и лауреатами интеллектуальных, спортивных и творческих состязаний  различного уровня от школьного до международного.

Признание успеха каждого значимым для всего сообщества, ценность вклада каждого в общее развитие, формирование школьного и надшкольного патриотизма

День труда

Трудовая акция

Школа - наш дом

Сбор макулатуры, совместная работа детей, учителей, родителей по благоустройству школы и школьной территории

Значимость и возможность достижения коллективных результатов. Пропаганда семейных ценностей

День ветерана

Трудовая акция

Никто не забыт, ничто не забыто

Общешкольный сбор макулатуры с использованием средств на подарки ветеранам Великой отечественной войны, посещение ветеранов членами детского объединения «Вожатый»

Уважение к прошлому родины. Формирование патриотизма. Формирование уважительного отношения к старшим по возрасту людям

День правовых знаний

Информационно-театрализованные акции

Закон надо знать

Театрализованные и информационные представления старшеклассников для обучающихся младшей школы по содержанию основных законов (Конституция, Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Устав Школы)

Формирование гражданских ценностей. Формирование право-лояльности.

Выборы в школьный парламент

Выборы

Имеем право

Проведение предвыборной агитации, проведение выборов в школьный парламент.

Формирование активной осознанной правовой позиции, характерной для члена гражданского общества.

Осенний КВН

КВН - знакомство

Давайте знакомиться - это Мы

КВН 10 классов,

Ответственность каждого за общий результат.

За здоровый образ жизни

Театрализовано-информационные акции

Здоровье – это то, чего мы можем добиться

Конкурсы агитбригад и наглядной агитации 8-11 кл.

Формирование ценности здорового образа жизни

«Масленица»

Театрализованный праздник

Гуляй широкая масленица

Праздничные конкурсы и представления

Уважение к народным традициям.

Поход дружбы

Выход на природу

Вместе в работе, вместе на отдыхе

Совместные походы детей, родителей, учителей

Пропаганда семейных ценностей

Веселые старты, первенства школы.

Спортивные соревнования

Выше, сильнее, быстрее

Командные соревнования, эстафеты

Пропаганда здорового образа жизни.

 

14. Конкурентные преимущества Школы.

К конкурентным преимуществам школы в настоящее время можно отнести:

- высокий уровень образовательных достижений

     

2003-2004  уч. год

2004-2005  уч. год

2005-2006 уч. год

Общее количество обучающихся, окончивших ОУ с отличием

обучающихс

- с отличием

11

5

-

- с золотой медалью

4

1

1

- с серебряной медалью

6

11

14

   Высокий уровень творческих достижений обучающихся: за три года в городских олимпиадах приняли участие 158 учащихся (33 призовых места), в областных олимпиадах 11 обучающихся (3 призовых места), всероссийской 2 обучающихся (2 призовых места)

Среди достижений обучающихся призовые места на творческих конкурсах различного уровня, что отражается в динамике награждения школьными грамотами, которые в соответствии со школьным положением «О награждении школьными грамотами» вручаются: грамота «Достоинство Школы» за победы в интеллектуальных, спортивных и творческих конкурсах школьного уровня; «Честь Школы» - городского уровня; «Слава Школы» - регионального, российского и международного уровня. За три последних года ими были награждены: «Достоинство Школы» - 269 чел., «Честь Школы» - 182 чел., «Слава Школы» - 110 чел.

Этот уровень достижений обеспечивает школе значительную популярность. Школа имеет стабильный набор в первые классы (по 4 класс-комплекта за последние 3 года), что значительно превышает набор в соседние школы микрорайона.

Креативность педагогов.

Существующий уровень достижений школы в первую очередь основывается на готовности педагогов к творческой деятельности. К определенным достижениям учителей можно отнести следующие результаты:

В 2004 г. учитель Константинова В.В. заняла второе место в региональном конкурсе учитель года.

С 2004 по 2006 годы 5 учителей школы приняли участие в городском конкурсе педагогического мастерства «Профи» (2 призовых места)

В 2006 г. Учителя Лаханов Ю.Н. и Константинова В.В., участвовавшие в программе Творчески работающих педагогов (по национальному проекту) получили премии Губернатора Нижегородской области.

Учителями школы: защищена кандидатская диссертация по теме «Формирование правовой среды общеобразовательного учреждения (Коротков В.В. 2003 г.)

Издано методическое пособие для учителя «поурочные разработки по русскому языку» (Русакова И.В., Колесова О.В. Москва 2006 г.)

Разработаны авторские программы, имеющие сертификаты ОЭС

Опытно-экспериментальная работа

В настоящее время школа является экспериментальной площадкой НИРО по четырем программам: Апробация УМК «Биология» (автор – И.Н. Пономарева); апробация УМК «Экология (автор И.М. Швец, Н.М. Добротина); апробация изучения экологии в 10-11 кл. ( п рук. Е.В. Алексеевой); развитие креативного мышления у младших школьников на уроках  литературного  чтения (под рук. С.К. Тивиковой)

На школьном уровне осуществляются эксперименты по: формированию правовой среды общеобразовательного учреждения; развитию здоровьесберегающих технологий через программу «Разговор о правильном питании»; применению проектных технологий в образовательной деятельности (развитие научно-исследовательской деятельности обучающихся); информатизации  образовательного процесса (применение компьютерных технологий на уроке, в педагогической и управленческой  деятельности); развитию форм школьного самоуправления (школьный парламент).

Для реализации этих экспериментов созданы временные творческие коллективы (на основании Положения «О временном творческом коллективе» школы).

Данный уровень компетенции и достижений педагогов получил признание в образовательном пространстве города, в частности в 2005-2006 учебном году 4 учителя школы возглавляли городские методические объединения (из 12 существующих): Колесова В.П. МО учителей математики, Лаханов Ю.Н. – учителей общественных дисциплин, Константинова В.В. – учителей начальных классов, Ожгибесова Е.А. – учителей иностранного языка. Учителя Смирнова И.Л. и Колесова В.П. являются бессменными членами медальных и конфликтных комиссий при проведении государственной итоговой аттестации.

Только за первое полугодие 2006-2007 уч.г. в школе проведено 4 городских методических семинара как для учителей, так и для администраторов города. На базе школы были проведены курсы для учителей начальных школ города по преподаванию информатики в начальной школе с привлечением специалистов Нижегородского института развития образования.

Таким образом, можно отметить тенденцию на повышение статуса школы как методического и инновационного объекта в образовательном пространстве города

 

II. Проблемный анализ состояния школы

1.      Состояние, значимой для образовательного учреждения внешней социально-экономической среды и прогноз ее изменения.

Основными тенденциями развития внешней среды школы можно считать:

- сокращение численности детей, живущих на микроучастке школы в ближайшие 4 – 5 лет, в соответствии с общегородской тенденцией и «старением» микрорайона, отсутствием жилищного строительства;

- усиление конкурентной «борьбы за привлечение ученика в школу», между школами микрорайона, вхождение в борьбу статусных школ города;

- оптимизация (сокращение) сети учреждений дополнительного образования на микроучастке школы;

2.      Состояние социального заказа Школы и прогноз тенденций изменения образовательных потребностей населения.

 В настоящее время Школа имеет высокий статус в образовательном пространстве микрорайона и города. Это проявляется в том, что школа является третьей по наполняемости в городе и самой большой по численности обучающихся в микрорайоне, притом, что соседние школы имеют возможность для приема довольно большого количества обучающихся. Кроме того, Школа имеет стабильный, один из самых больших в городе, уровень приема обучающихся в первые классы. Следует обратить внимание, что родителей не останавливает ни то, что школа работает в полные две смены, ни то, что соседние школы предлагают в чем-то более комфортные условия обучения.

Конкурентным преимуществом является то, что в начальной школе осуществляется обучение по трем системам: «Школа XXI века», «Перспективная начальная школа»,  «Школы России». К тому же действует пропедевтическая программа «Школа будущего первоклассника» (дополнительная платная услуга). Это позволяет осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к каждому ученику начальной школы, а значит порекомендовать для него собственную образовательную траекторию, и подготовить базу для успешного учения.

Но можно предполагать, что будут изменяться требования родителей по организации учебного дня младших школьников. Это связано и с требованием СанПиНов по обучению младших школьников только в первую смену, с введением в Учебный план таких предметов как информатика и иностранный язык, что требует деления классов на группы по 10 -12 человек и новые сложности в расписании. Следовательно, требуются новые подходы в формировании расписания и расширение зоны начальной школы.

Растут требования к педагогу со стороны родителей – при сохранении привычного для начальной школы требования к учителю как заботливой «второй маме», повышаются требования к педагогической компетентности. От учителя ждут, что подготовит современного, конкурентоспособного, самостоятельного ученика, знакомого с различными способами коммуникации. То есть в учителе начальной школы видят универсала желающего и могущего найти и реализовать индивидуальную траекторию образования и развития ребенка. Следовательно, необходимо искать, апробировать и реализовывать программы развивающего обучения, активно использовать новые педагогические технологии.

Введение новых учебных планов в среднем звене, Наличие многих УМК по изучению отдельных предметов с одной стороны и упорядочение в данном вопросе, как следствие принятие Стандартов образования и Концепции модернизации с другой, ставят учителя предметника в ситуацию когда он остается хозяином положения в выборе основ обучения, но выбор его уже существенно ограничен. Следовательно учителю нужно не столько искать новые УМК сколько отбирать новые технологи. Причем, при сокращении часов на преподавание предметов (в первую очередь естественнонаучного цикла), и при значительных требованиях, предъявляемых к ученику Стандартами образования на соответствующей ступени обучения это должны быть интенсивные технологии, и значительные возможности здесь представляют компьютерные технологии.

К тому же введение в 2006/2007 уч. году «Малого ЕГЭ», а в 2008/2009 уч.г. ЕГЭ для выпускников средней школы. Требуют от учителя использования в работе иных, технологизированных способов оценки предметных компетенций обучающихся. Профилизация старшей школы, требует реализации программы предпрофильной подготовки обучающихся 8-9х классов, позволяющей им наиболее точно определить профиль будущего обучения. Ведь изменить этот выбор на третьей ступени, при сегодняшней системе проблематично. Следовательно, растет роль психологического анализа и мониторинга именно с целью профориентации школьников.

На третьей ступени, в соответствии с Концепцией модернизации образования, реализуются программы профильного образования. Сегодня это естественно-математический (без специализации) и социально-экономический (специализация – обществознание) профили. Они и наиболее востребованы в школе и обеспеченны программно, нормативно (отражены в Лицензии) и кадрово (на 60% учителя высшей квалификационной категории, остальные – первой). Однако ни в одной из школ микрорайона не реализуются гуманитарный и технологический профили. Таких школ мало и в городе. Следовательно, Школа может определить для себя возможность открытия и таких профилей. Но это потребует более детального изучения запросов обучающихся не только школы, но и микрорайона, провести соответствующую рекламную кампанию, проработать кадровый и нормативный вопросы. Такие возможности у школы есть, хотя это вряд ли вызовет энтузиазм у других школ микрорайона.

Значимой проблемой для развития образовательной среды школы является развитие системы дополнительного образования. Это связано с тем, что по данным опросов на сегодняшний день нереализованными остались такие направления как технологическое (компьютерные технологии) и военно-патриотическое. Сокращается занятость детей в деятельности учреждений дополнительного образования на второй ступени, явно преобладает занятость в интеллектуальных объединениях на третьей ступени. Это связано не только со структурой интересов детей, но и с ролью классного руководителя как организатора дополнительного образования на разных ступенях образования. И с уровнем информированности школьников о возможностях получения дополнительного образования как в школе, так и в городе. Школа в силу своей загруженности (полная двухсменка) не сможет реализовать все запросы данного рода в своих стенах. Следовательно, школа может и должна стать информационно-организационным и диагностическим центром дополнительного образования. Причем она должна иметь и предоставлять полный спектр информации о возможностях дополнительного образования города, но и формировать социальный заказ на необходимые услуги в ближайших УДО микрорайона. Каждый учащийся должен получить адресную рекомендацию по возможностям получения дополнительного образования как в стенах школы, так и за ее пределами.

Достаточно благополучной является ситуация в школе, связанная с правонарушениями обучающихся. Таковых за последние три года не было, однако состояние внешнего социума подтверждает необходимость продолжения работы по программе «Формирование правовой среды общеобразовательного учреждения» начатой в 2002 г.

3.      Достижения обучающихся.

Динамика достижений обучающихся за последние три года отражает следующие реалии, вызывающие необходимость поиска новых подходов к решению проблем:

-               Низкий уровень и положительная динамика в преодолении  второгодничества, но наличие таких детей в предыдущие годы, наличие (2004/2005 уч. г.) обучающегося, выпущенного из школы без получения основного общего образования, вызывают необходимость развивать формы профилактики учебной неуспешности и более широкое использование разнообразных форм обучения в соответствии с законом «Об образовании».

-               Сравнительно низкий уровень учебных достижений выпускников основной школы в 2005-2006 уч. году  по сравнению с предыдущими годами). С учетом того, что набор в профильные классы на 92.8 % прошел из обучающихся нашей школы, можно говорить о низком стартовом уровне десятиклассников.

-               высокий (по сравнению со среднегородским) уровень интеллектуальных достижений (4 – 5 место в городе по количеству победителей городских олимпиад и др.) и отсутствие победителей региональных олимпиад приводит к необходимости детализации и развитию программы по работе с одаренными детьми в Школе.

Следовательно актуальной становится проблема контроля за качеством образовательной деятельности, как способ разрешения данного противоречия.

4. Анализ и оценка педагогического опыта, инновационного потенциала.

Уровень педагогической компетентности учителей школы можно оценить как высокий о чем свидетельствуют: значительная доля педагогов, имеющих высшую (23%) и первую (41,7%) квалификационную категорию, наличие педагогов имеющих ученую степень (кандидат педагогических работ), наличие педагогов имеющих почетные звания «Заслуженный учитель» (Внукова Л.Н.), «Отличник просвещения» (6 чел.). Учителя школы возглавляют методические объединения учителей-предметников города (В2005/2006 уч. году 4 чел.), являются постоянными членами медальных и конфликтных городских комиссий.

Значительный творческий потенциал подтверждается тем, что учителя Школы активно участвуют в городских и региональных конкурсах педагогического мастерства, приоритетном национальном проекте «Образование» (за последние три года – 5 чел.). Педагоги школы разрабатывают авторские учебные программы и издают методические пособия ( в частности «Поурочные разработки по русскому языку»  к учебнику Рамзаевой авт. И.В.Русакова, О.В. Колесова, М.2007г., «Свобода и Ответственность – ценности гражданского общества», авт. Коротков В.В., Соколов В.М., Н.Н. 2003 и др.), они активные участники городских и региональных педагогических семинаров, чтений, конференций.

Высокий творческий потенциал педагогов в решении воспитательных задач проявляется в реализации в школе таких программ как  «Формирование правовой среды Школы», «развитие детского самоуправления – Школьный парламент», «детская общественная приемная», «Школьная газета» и другие.

Следовательно, уровень профессиональной компетентности педагогического коллектива позволяет ставить и реализовывать задачи развития школы и в обучении и в воспитании.

  1. Анализ конечных результатов деятельности ОУ.

В школе проводится большая работа по реализации законных прав обучающихся на получение бесплатного образования:

-               Предпринимаются значительные шаги в сохранении и защите здоровья обучающихся – в школе осуществляется план мероприятий по реализации городской программы «Здоровье и образование», Реализуется программа «Разговор о правильном питании», осуществляется постоянный мониторинг состояния физического здоровья и психологического комфорта обучающихся. В результате наметилась положительная динамика в вопросах заболеваемости. Но процент заболеваемости остается высоким (63-72 %), что требует поиска более эффективных способов охраны здоровья, привлечения средств для проведения мероприятий по защите здоровья обучающихся.

-               Проводится мониторинг количества детей проживающих на микроучастке школы. Отражены в уставе и реализуются такие формы обучения как очная и экстернат. Снижается уровень второгодничества. Предпринимаются системные меры по недопущению выпуска учащихся без получения основного общего образования. За последние два года таких обучающихся не было.

-               Формирование и развитие воспитательной системы основано на средовом подходе и осуществляется через программы «Формирование правовой среды школы», «Развитие детского самоуправления – Школьный парламент» и др.

Следовательно, в настоящее время школа находится в стадии стабильного функционирования и имеет базу для следующего шага в развитии.

  1. Управление достижением оптимальных конечных результатов работы Школы.

Основным принципом  управления школой в соответствии с уставом является сочетание единоначалия и самоуправления. И может быть представлена в преложении к задачам развития школы следующим образом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


должность

Традиционно курирует вопросы

В реализации программы курирует подпрограммы

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

1.                Организация образовательного процесса на первой ступени образования.

2.                 Развитие содержания образования и изучение инновационных УМК и технологий в начальной школе.

3.                 Процесс аттестации и курсовой подготовки педагогов.

Программное и организационное взаимодействие с учреждениями дошкольного образование – формирование социального заказа  школы детским комбинатам микрорайона. Подпрограмма «Успешный ученик»

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

1.                  Организация образовательного процесса на второй и третьей ступени образования.

2.                  Предпрофильная подготовка обучающихся.

3.                  Формирование содержания образования в классах с профильным обучением на третьей ступени образования

Организационное и программное обеспечение формирование полнопрофильной школы третьей ступени. Подпрограмма «Полнопрофильная школа»

Заместитель директора по научно методической работе

На настоящем этапе должность отсутствует

1.Руководство научно-методическим советом школы

1.                  Организация методических лабораторий  на базе методических объединений учителей предметников

2.                  Организация процесса экспериментального апробирования учебно-методических комплексов и технологий

3. Подпрограмма «Методические лаборатории»

Заместитель директора по воспитательной работе

1.                  Организация деятельности по формированию воспитательной среды  школы.

2.                  Развитие органов ученического самоуправления.

3.                  Взаимодействие с Учреждениями дополнительного образования и иными социальными партнерами

Организация деятельности по формированию центра общественных детских инициатив на базе школы.

Подпрограмма «Школьная республика», Подпрограмма «Школа - мой компас»

Заместитель директора по административно-хозяйственной части

1.                  Организация процессов жизнедеятельности школы.

2.                  Поддержание состояния материальной базы школы.

3.                  Оформление договорных отношений с партнерами школами в вопросах собственности  и развития материальной базы

Обеспечение материально- хозяйственного развития школы по подпрограммам развития.

 

III.             Концепция развития Школы.

В настоящее время Школа в полном объеме сталкивается с проблемами, характерными для города в целом, так как по своему официальному статусу (Средняя общеобразовательная школа) и месторасположению (рабочий непрестижный район) является ординарным образовательным учреждением. Среди этих проблем мы можем выделить следующие.

1.      Сокращение детей в микрорайоне школы.

2.      Оттягивание «умных» детей в статусные школы города.

3.      Проблема старения педагогических кадров.

4.      Состояние «педагогической неуверенности» в связи с переходом на новые учебные планы и введением ЕГЭ.

5.      Высокий уровень ожиданий родителей по отношению к школе и учителю.

6.      Формирующееся потребительское отношение родителей обучающихся – желание переложить полную ответственность за образование детей на плечи школы.

7.      Недостаточный уровень финансирования Школы.

8.      Невозможность реализации всех образовательных потребностей обучающихся в стенах школы.

Учитывая, что  в микрорайоне, в котором располагается Школа, находятся еще пять школ (время достижения 10-15 мин) необходимым становится поиск конкурентных качеств, способствующих развитию.

Положительными аспектами нынешнего состояния можно считать.

1.                 Более высокий рейтинг по отношению к другим школам микрорайона, что выражается в стабильном, имеющем динамику к увеличению, набора в первые классы.

2.                 Сравнительно высокий уровень достижений обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (выше среднегородского).

Проблемными позициями сегодняшней ситуации являются:

1.                  Двухсменный режим работы (в том числе и в начальной школе), при том, что соседние школы работают в односменном режиме

2.                  Вступление в конкурентную борьбу за детей микрорайона статусных школ города.

3.                  Значительная степень изношенности  материальной базы (в первую очередь здания).

Таким образом, основными противоречиями настоящего положения можно считать

1.                  Соответствие образовательных возможностей школы и педагогического коллектива вызовам современности и, в первую очередь, ожиданиям обучающихся и их родителей.

2.                   Готовность и возможность школы участвовать в организации реализации запросов обучающихся как в сфере основного, так и сфере дополнительного образования.

3.                  Готовность учителя предоставить образование современного уровня и поддерживать это соответствие в ситуации изменяющихся требований.

4.                  При всех изменениях сохранить стабильность и стремиться к комфортности среды для всех участников образовательного процесса.

Разрешение этих противоречий видится нам в реализации следующих шагов:

1.                  Развитие системы контроля за качеством образовательной деятельности – подпрограмма «Успешный ученик»

2.                  Развитие школы в Центр профильного обучения – подпрограмма «Полнопрофильная школа». Организация на базе школы работы всех основных заявленных в концепции профильного образования профилей. Цель – создания  образовательного центра третьей ступени для всех обучающихся микрорайона, желающих получить профильное образование.

3.                   Развитие школы в Координационно-плановый центр дополнительного образования – подпрограмма «Школа – твой компас» При невозможности обеспечения всех обучающихся всеми формами дополнительного образования стать центром, формирующим образовательный заказ центрам дополнительного образования микрорайона

4.                  Развитие системы детского самоуправления и детских объединений в Центр детских общественных инициатив внутри и вне школы – подпрограмма «Школьная республика»

5.                  Развитие методических объединений учителей предметников с целью изучения и апробации новых УМК и технологий активного обучения – подпрограмма «Методическая лаборатория»

Данные направления развития, модернизируя школу организационно и идеологически, должны, через предоставление многоаспектных возможностей, способствовать успешной социализации, участию обучающихся в формировании гражданского общества внутри и вне стен школы.

 

Основная цель развития  - осуществление идеи Школы успеха.

 

Миссия школы определяется, исходя из этой цели следующей формулой: «Школа должна предоставить возможность быть успешным, научить быть успешным, увидеть и оценить успех каждого ученика»

 

IV.             План действий по реализации Программы  развития.

Основные задачи этапа

сроки

Мероприятия на данном этапе

Фиксирование полученного  результата

1

Подпрограмма «Успешный ученик»

 

 Развитие педагогической компетентности администрации школы.

Отбор средств педагогического анализа и диагностики

2006/2007

1.                  Обеспечение прохождения курсового обучения администраторами школы

2.                  Выбор наиболее эффективных средств административного контроля и анализа состояния образования и качества педагогической деятельности

1.                  Подтверждение административной квалификации заместителей директора.

2.                  Принятие единой методики оценки качества образования и педагогической деятельности.

3.                  Номенклатура мониторинговой деятельности

 

Развитие педагогической компетентности в оценивании качества образовательной деятельности

Развитие системы пропаганды ученического успеха

2007/2008

1.                  Выработка и внедрение единого подхода к оценке знаний и умений  обучающихся.

2.                  Подключение к контролю и анализу качества образовательной деятельности методические объединения.

3.                  Разработка конкурса «Лучший ученик»

1.                  Памятки по единым критериям оценки.

2.                  Мониторинги и анализ, проведенные МО учителей предметников.

3.                  Первые победители конкурса лучший ученик «Лучший ученик»

 

Коррекция педагогической системы в соответствии с полученным результатом исследования

2008/2009

1.                  Анализ адекватности педагогических технологий задачам образования через административную и методическую деятельность. Коррекция педагогической деятельности.

2.                  Развитие учебной активности через участие во внешних интеллектуальных конкурсах

1.                  Карта педагогического инструментария учителя.

2.                  Календарь участия обучающихся школы во внешкольных интеллектуальных конкурсах.

 

Закрепление и коррекция изменений

2009/2010

Закрепление достигнутых результатов.

План работы с учетом достигнутых изменений

2

Подпрограмма «Полнопрофильная школа

 

Изучение образовательных потребностей, формирование системы диагностики, создание программно-методической базы

2006/2007

1.Изучение образовательных запросов обучающихся 8-9 кл. школы.

2.                  Разработка методов диагностики образовательных потребностей старшеклассников микрорайона.

3.                  Создание программно-методической базы профильного образования по технологическому и гуманитарному профилю

4.                  Разработка проекта учебного плана

1.                  Информационный банк о запросах на профильное обучение учеников школы 8-9 кл.

2.                  Программно-методический банк по основным профилям (Профильные программы по технологии, информатике, иностранным языкам филологии, элективные курсы).

3.                  Механизм диагностики образовательных запросов старшеклассников микрорайона

4.                  Проект учебного плана

 

Нормативно – правовое и кадровое обеспечение, создание материальной базы

2007/2008

1.Получение лицензии на право преподавания по основным профилям.

2. Подбор кадров, обеспечение курсовой подготовки и своевременного прохождения аттестации педагогов, способных обеспечить преподавания профильных предметов по технологическому профилю.

3.                  Приобретение программного обеспечения для изучения информатики, дооснащение школьных мастерских по программе «технология».

4.                  Информационная и PR деятельность по привлечению обучающихся для обучения по технологическому профилю

1.                  Лицензия на право преподавания по технологическому и гуманитарному профилю.

2.                  Кадровая база для преподавания по основным профилям.

3.                  Материальная база для преподавания технологического профиля.

4.                  Результаты диагностики образовательных потребностей старшеклассников микрорайона

 

Развитие вариативности в учебном плане, развитие материальной базы

2008/2009

1.                  Подбор кадров, обеспечение курсовой подготовки и своевременного прохождения аттестации педагогов, способных обеспечить преподавания профильных предметов по гуманитарному профилю.

2.                  Разработка учебного плана двупрофильных (технологический – естественно-математический, гуманитарный – социально-экономический классы)

3.                  Приобретение двух проекционных систем.

4. Информационная и PR деятельность по привлечению обучающихся для обучения по технологическому профилю

1.                  Материальная база для преподавания гуманитарного профиля.

2.                  Учебный план двупрофльных классов.

3.                  анализ успешности изучения профильных предметов

 

Диагностирование результатов, переход в режим стабильного функционирования.

2009/2010

Преподавание по основным профилям в режиме одно и двупрофильных классов

Режим преподавания основных профилей в штатном режиме

3.

Подпрограмма «Школа – твой компас»

 

Изучение социального запроса и возможностей микрорайона в дополнительном образовании обучающихся

2006/2007

1.                  Изучение запросов обучающихся школы в сфере дополнительного образования

2.                  Изучение состояния системы дополнительного образования микрорайона.

3.                  Оценка кадровых возможностей школы в расширении системы дополнительного образования в школе.

4.                  Создание программно-методической базы по дополнительному образованию

1.                  Результаты диагностики. Осознание проблем в системе дополнительного образования.

2.                  Карта системы дополнительного образования микрорайона.

3.                  База данных ресурсного состояния системы дополнительного образования школы

 

Осознание общности задач и совместное планирование  по общим направлениям работы.

2007/2008

1.Согласование планов работы школы и учреждений дополнительного образования.

2. Формирование направлений дополнительного образования в школе исходя из социального запроса.

3. Создание консультационного банка по реализации запросов детей

 

1.                  Планы совместной деятельности школы и УДО микрорайона.

2.                  Программы ОДО и их деятельность по направлениям, заявленным учащимися.

3.                  Система информирования и индивидуального консультирования по возможностям  Школы и микрорайона в удовлетворении интересов ребенка

 

Формирование  системы реализации запросов детей через влияние на внешнюю среду и создание системы информирования.

2008/2009

1.                  Обобщение запросов детей и формирование социального заказа для учреждений дополнительного образования.

2.                  Развитие консультационного банка

1.                  Карта запросов, открытие в УДО направлений по запросам школы.

2.                  Карта системы дополнительного образования города.

 

Совместное прогнозирование возможностей развития.

2009/2010

Создание системы влияния на планирование развития УДО с учетом интересов и запросов обучающихся школы

Координационный орган на уровне администрации школы и УДО микрорайона

4

Подпрограмма «Школьная республика»

 

Статусное оформление и самоидентификация органов ученического самоуправления

2006/2007

1.Структурное оформление Школьного парламента

2. Осознание степени влияния на жизнь школы.

1.Система внутренних отношений в Школьном парламенте. Функционал палат.

2. Устав Парламента

 

Развитие системы на весь школьный социум, выход за его рамки.

2007/2008

1.                  Распространение деятельности парламента на начальную школу.

2.                  Развитие системы связей с общественными организациями и учреждениями города.

3.                  Формирование традиций.

1.                  Изменения в Уставе и Положении об Ученическом Совете.

2.                  Система представительских отношений.

3.                  Календарь общегородских и внутришкольных мероприятий происходящих при прямом и непосредственном участии Парламента

 

Формирование опыта по внешней деятельности

2008/2009

Генерация общественных инициатив по социально значимым направлениям общественной жизни.

Акции по благоустройству микрорайона, акты социальной помощи и т.д.

 

Признание значимости опыта во внешней среде

2009/2010

Участие в деятельности органов детского и молодежного самоуправления в рамках города

Планы совместных действий с общественными организациями и объединениями города.

5

Подпрограмма «Методическая лаборатория»

 

Выявление членов педколлектива, готовых работать в режиме педагогического поиска

2006/2007

1.Организация на базе школы экспериментальных площадок  различного уровня.

2. Формирование временных творческих групп по апробированию новых УМК и технологий

1. Статус экспериментальной площадки.

2. Анализ деятельности по использованию Новых УМК и технологий.

 

Структурное оформление нового состояния методической работы в школе

2007/2008

1.Развитие системы управления научно-методической деятельностью.

2. Формирование методических лабораторий на основе временных творческих групп.

3. Изучение технологий проведения педагогического  эксперимента

1. Введение должности заместителя по научно-методической работе.

2. Положение о методической лаборатории.

3. Банк педагогических технологий.

 

Выведение методической работы на уровень научно-методического анализа

2008/2009

1.                Анализ перспективных УМК и педагогических технологий.

2.                  Развитие связей с научными учреждениями города и региона.

1.                  Рекомендации по возможности и перспективности использования новых УМК и педтехнологий.

2.                  Договоры о сотрудничестве

 

Внедрение через деятельность методлабораторий новых технологий и УМК

2009/2010

Участие в оценке эффективности внедрения новых технологий и апробации новых УМК.

Заключения и рекомендации Методлабораторий по результатам анализа

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Критерии оценки эффективности реализации программы.

1.По подпрограмме «Успешный ученик»

- преодоление явлений второгодничества и выпуска обучающихся без получения основного общего образования;

- появление и применение единых требований к оценке учебной успешности;

- положительная динамика в развитии качества образования;

- рост числа педагогов, имеющих высшую и первую квалификационную категорию.

2. По подпрограмме «Полнопрофильная школа».

- динамика набора обучающихся в профильные классы;

- количество реализуемых профилей;

- качество обучения в профильных классах по формальным показателям и результативность участия в интеллектуальных и творческих конкурсах;

3. По подпрограмме «Школа твой профиль»

- динамика количества обучающихся, задействованных в деятельности  учреждений дополнительного образования;

- программы и планы совместной деятельности с УДО города;

- мониторинг удовлетворенности обучающихся и родителей способностью школы организовать для каждого обучающегося реализацию его потребностей в сфере дополнительного образования.

4. По подпрограмме «Школьная республика»»

- роста числа детей активно участвующих в работе школьного парламента,

- рост числа акций, проводимых школьным парламентом в школе и за ее пределами,

- рост числа социальных партнеров школы и Школьного парламента

5. По подпрограмме «Методическая лаборатория»

- изменение управляющей структуры школы,

- увеличение числа педагогов, работающих с использованием новых технологий,

- появление авторских сертифицированных программ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.      Абдулкаюмова И.В. Социологическая информация в управлении школой. Автореферат канд. соц. Наук. – Н.Новгород, 2003.

2.      Амонашвили Ш.А. Личностно – гуманная основа педагогического процесса. – Мн.: Университетское, 1990. – 506 с.

3.      Бодалев А.А. Социальная среда и развитие школьника как личности и субъекта деятельности // Моделирование воспитательных систем: теория – практике. Сборник научных статей. /Под ред. М.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. – М.: Издательство РОУ, 1995. – С.130-133.

4.      Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 1979.–288 с. Гершунский Б.С. Философия образования. – М.: Московский психолого – социальный институт Флинта., 1998.

5.      Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии – М.: Сентябрь, 1996 – 112 с.

6.      Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии, 1982. – С. 25-38.

7.      Заславная О.В. Некоторые аспекты моделирования учебного процесса в связи с созданием воспитательной системы. //Моделирование воспитательных систем: теория – практике. Сборник научных статей/ Под ред. М.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. – М.: Издательство РОУ, 1995. – с.86 – 92.

8.      Иванов Д.А., Тубельский А.Н. Организация пространства жизни для реализации творческих потенций. //Школа самоопределения. Шаг второй. – М.: НПО «Школа самоопределения», 1994. – С. 349 – 356.

9.      Караковский В.А. Моделирование воспитательной системы «школы общечеловеческих ценностей». //Моделирование воспитательных систем: теория – практике. Сборник научных статей/ Под ред. М.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. – М.: Издательство РОУ, 1995. – С.77 – 82.

10.  Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 200/2010годы//Вестник образования – 2005. - №20. – с.10-42.

11.  Коротков В.В. Формирование правовой среды общеобразовательного учреждения. Автореферат кандидатской диссертации пед. наук – Н.Новгород ВГИПА –2004 г.

12.  Коротков В.В. Роль информации о состоянии социума в выборе воспитательных технологий в школе. //Высокие технологии в педагогическом процессе: Тезисы докладов II международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов 30-31 января 2001 г. – Н. Новгород, Издательство ВГИПИ – С.60.    

13.  Коротков В.В. Образовательная среда и образовательное пространство в формировании правового сознания. //Высокие технологии в педагогическом процессе: Тезисы докладов III международной научно-методической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов 30-31 января 2002 г. – Н.Новгород, Издательство ВГИПА, 2002. – С.100.

14.  Коротков В.В., Соколов В.М. Свобода и ответственность – ценности гражданского общества. //Экспериментальная авторская программа курса для учащихся системы профессионального образования – Н.Новгород: ВГИПА, 2003. – 24 с.

15.  Крыжко В.В., Павлютенков Е.М. Психология в практике менеджера образования. – СПб.: КАРО, 2002. – 304 с.

16.  Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы: методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – М.: Новая школа, 1993.– 48 с.

17.  Лизинский В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999 – 160с.

18.  Мануйлов Ю.С. Средовой подход в моделировании. //Моделирование воспитательных систем: теория – практике. Сборник научных статей. /Под ред. М.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой. – М.: Издательство РОУ, 1995. – С.99-102.

19.  Программа развития образовательного учреждения – шаг в будущее. Методические рекомендации – Дзержинск, - центр экспертизы, мониторинга и информационно-методического сопровождения – 2006.

20.  Селиванова Н.Л. Воспитательная система и воспитательное пространство – эффективные механизмы воспитания личности. //Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы) Коллективная монография. Книга вторая. /Под общей редакцией проф.И.А. Зимней. – М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. – С.358 – 386.

21.  Соколова В.В. Проектная деятельность в реализации стратегии развития         инновационного образовательного учреждения (из опыта работы лицея         №28) – Н.Н.вгород, 2002 – С. 61.

22.  Стратегия модернизации содержания общего образования.: М., 2001. С.        12-14.

23.  Уаглер Х. Концепция человека в системе образования и социальной политике. Социальная политика социального государства. /Под редакцией проф. З.Х. Саралиевой. – Н. Новгород: Издательство НИСОЦ, 2002. – С.24-28.

24.  Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие/ под.ред М.М. Поташника. – М.: пед.о-во России, 200. -448с.

25.  Фещенко В.В. Социальные аспекты взаимодействия молодежных         общественных объединений и государства. Автореферат дис. канд.        социолог. наук – Н.Новгород, 2002 – 25 с.

26.  Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к        проектированию. – М.: Изд-во «Мысль», 2001. – 365 с.